Вход в систему
Новостные ленты
Работа в туризме
Тур-интерактив
С миру по нитке
Рекламные услуги
Ваше мнение
Усадьбы Санкт-Петербурга: Музей-усадьба Пенаты
В настоящее время воссоздана и стала единственным художественным музеем на Карельском перешейке усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты».
Последние 30 лет своей жизни известнейший русский художник прожил в 44 километрах от Петербурга, в поселке Куоккала. Здесь же, в 1930 году, в возрасте восьмидесяти шести лет он умер и похоронен в «Пенатах» в выбранном им месте парка.
История усадьбы связана не только с жизнью Репина, но и с историей русской культуры, с историей страны.
Репин переехал в усадьбу в 1903 году. Однако еще в течение последующих десяти лет по планам художника, под его наблюдением, а часто и при его непосредственном участии, в усадьбе велись строительные работы.
В его архитектурном решении удачно соединены элементы древнерусской архитектуры и северного деревянного модерна.
Когда Репин поселился в «Пенатах», он являлся профессором Императорской Академии художеств и был знаменит не только в России, но и за рубежом.
Многие европейские Академии избрали его почетным членом, картины художника неоднократно получали Гран-при и золотые медали на Всемирных и международных выставках.
В «Пенатах» Репин создал ряд крупных произведений на исторические сюжеты, на темы из современной жизни, большой интерес представляет евангельский цикл, и, конечно, огромное количество портретов. Работы Репина «пенатского» периода не столь хрестоматийно известны, как ранее созданные его знаменитые произведения. Многие из них разошлись по всему миру, и среди них есть несомненные удачи. Эти работы интересны не только как отражение мировоззрения мастера - его мыслей и чувств, но и с точки зрения живописного решения, развития формальной системы художника в двадцатом столетии. До глубокой старости Репин продолжал много работать.
Когда приходили гости, было весело, шумно, звучала музыка. Вспоминая о посетителях «Пенатов», Репин цитировал М.Ю. Лермонтова - «все побывали тут». Первыми гостями были В. Стасов, М. Горький, И. Гинцбург, М. Андреева. Свои воспоминания о посещении «Пенатов» оставили А. Куприн, И. Бунин, Ю. Анненков, Л. Андреев, В. Розанов и другие. О жизни Репина в Куоккала писал К. Чуковский. Его дом находился недалеко от репинского, в соседнем поселке Оллила. Несмотря на разницу в возрасте они очень дружили. Корней Иванович навещал Репина со своими друзьями-футуристами: В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, Сашей Черным, И. Пуни. Дружил Репин и с учеными. В. Бехтерев, И. Павловов, Н. Морозов, И. Тарханов не раз бывали в гостях у художника. Приезжали к Репину и знаменитые зарубежные критики. К. Бритон, У. Оггети. Д. Рош. Многие гости становились его моделями.
Н.Б. Нордман, жене художника, завещала «Пенаты» в пожизненное владение Репину, а после его смерти - в собственность Императорской Академии художеств, для устройства музея. «В его комнатах, - писала Нордман в завещании, - хотелось бы видеть сохранение вкусов и привычек Репина». Репин, обнародовав завещание в 1914 году, внес на счет Академии около 40 тысяч рублей на будущее содержание дома.
Мечта Нордман устроить в «Пенатах» музей Репина осуществилась, но путь к ее реализации не был прост. Революционные события изменили многое.
По «Декларации прав народов России», Великое княжество Финляндское, входившее в состав России, получило самостоятельность. В апреле 1918 года была закрыта граница. Никуда не уезжая, Репин оказался за рубежом. Художник стал жителем государства Финляндия. Тяжелое время революционных невзгод коснулось и знаменитых, и рядовых. Хотя среды не прекращались, все было по другому. Не хватало продуктов питания, дров, но самое главное, Репин не мог ездить в Россию.
В 1922 году к нему из Петрограда приехала дочь Вера. Поселившись в Пенатах, она помогала отцу по хозяйству и в устройстве выставок.
Показы работ Репина в Чехословакии, Финляндии, Швеции, Америке, организованные при посредничестве В.Ф. Леви, поддержали художника, оказавшегося после национализации денег в Российских банках без средств к существованию, не только финансово, но и морально. Оскар Костиайнен, опубликовавший в 1927 и 1928 годах несколько статей о Репине в финских журналах и газетах, в одном из писем к нему просил не лишать финское общество видеть его картины на выставках. «Они так значительно выделяются на фоне всего другого... Ваши выставки здесь - праздник искусств». Такие отзывы доставляли угасающему художнику много радости, прилив сил и желание работать.
29 сентября 1930 года знаменитого художника не стало.
После его смерти хозяйкой «Пенатов» была Вера. Она сохранила мастерскую такой, какой она была при Репине, и показывала ее желающим. Юрий и Вера прожили в усадьбе до 1939 года.
В 1939 году из-за возникшего территориального конфликта между Советским Союзом и Финляндией, он вошел в историю как «Зимняя война», финское правительство предложило местному населению пограничной зоны эвакуироваться вглубь страны. Вера и Юрий покинули «Пенаты» и обосновались в Хельсинки.
По окончании военных действий, результатом которых было присоединение Карельского перешейка к Советской России, в Академию художеств пришло сообщение, что дом Репина остался без хозяев, но в нем сохранились вещи и документы. В соответствии с желанием Репина и Нордман было принято решение о создании в «Пенатах» музея.
В усадьбу были командированы сотрудники Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР И.А. Бродский и Ш.М. Мелламуд. Они первые ознакомились с состоянием дома и парка.
Во время ВОВ и блокады картины, рисунки, личные вещи художника, часть мебели, (крупные вещи вывести не удалось) хранились в Ленинграде, в Академии художеств.
Сама усадьба в июне 1944 года оказалась в центре военных действий. Кадры июньской кинохроники с фронта на Карельском перешейке свидетельствовали о том, что все постройки в «Пенатах» разрушены.
Однако в этом же году постановлением правительства усадьба Репина была внесена в список памятников русской культуры, подлежащих полному восстановлению. В 1949 году поселок Куоккала был переименован в Репино.
Восстановление усадьбы И.Е. Репина велось Академией художеств. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» вошел в структуру Научно-исследовательского музея Академии художеств как научный отдел. В настоящий момент он имеет статус филиала.
Кроме дома И.Е. Репина в усадьбе восстановлены ворота, две беседки - «Храм Озириса и Изиды» и башенка «Шехерезада», артезианский колодец «Посейдон». На могиле был установлен памятник с бюстом Репина работы скульптора Н. Андреева. В 1994 году, в год 150-летия со дня рождения художника, в соответствие первоначальному виду могилы он был заменен на крест.
Открытие музея состоялось 24 июня 1962 года.
Основную экспозицию составляют мемориальные комнаты. Их интерьеры воссоздают наиболее интересный период жизни в «Пенатах», который относится к 1905-1914 годам.
В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое». Вдоль стен - полки с книгами. На них, как писал Репин, - «помещаются статуи русских великанов в маленьком виде». Это работы, выполненные скульптором И.Я. Гинцбургом: В. Стасов, Л. Толстой, В. Суриков, А. Рубинштей, А. Кони, Д. Менделеев.
В гостиной можно видеть картины учеников, друзей и учителей Репина. К ним относятся уникальные портреты чугуевских мастеров, у которых Репин брал первые уроки живописи. Дверь из гостиной выходит на очень светлую восьмигранную веранду «plain air» или, как ее еще называли, «киоск». Это была одна из первых пристроек к дому. «В ней светло, как в царстве неба», - писал Репин.
Эту веранду в доме очень любили. Здесь пили чай, устраивали чтения, концерты. Она же была и первой мастерской художника после переезда в «Пенаты». На ней было написано много портретов.
В столовой, по традиции, висят работы самого художника: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей - Веры и Нади (1877), исполненный в технике пастели портрет Г.Г. Ге - актера Александринского театра, племянника знаменитого художника Н.Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижнегородцам. Междуцарствие 1612 года» (1876-1915) и другие произведения.
Мастерская была построена по замыслу самого художника в 1906 году.
Бревенчатые стены, резные наличники на окнах и дверях, перила лесенок с балясинками - все это свидетельствует о своеобразной стилизации мотивов русской народной архитектуры. Мастерская занимает почти весь второй этаж. В центральной части ателье на большом мольберте - последний автопортрет Репина 1920 года. Художнику 76 лет. Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника.
Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции - живописный и графический. Здесь же этюды к портретам членов Государственного Совета, выполненные учениками Репина - И. Куликовым и Б. Кустодиевым. Эти художники помогали Репину в работе над картиной.
В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907-1911), «Голгофа» (1922-1925), «Гопак» (1927).
По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской».
Рядом с мастерской, над кабинетом, туда можно было спуститься по винтовой лесенке, находится открытая веранда «Аэроплан». На ней Репин спал на деревянном топчане. Зимой - в специальном спальном мешке.
Еще одна комната на втором этаже выходит на север. Здесь было приятно работать в душные солнечные дни.
Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» - памятник уникальный, популярный не только в России, но и за рубежом. За годы существования музей посетили более 5 миллионов человек.
В музее хранится 1099 экспонатов. Из них 309 живописных произведений, 217 рисунков, 579 мемориальных предметов. Фондом ЮНЕСКО музею-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» был присвоен знак «Объект культуры всемирного наследия».