Вход в систему
Новостные ленты
Работа в туризме
Тур-интерактив
С миру по нитке
Рекламные услуги
Ваше мнение
Крым: Ялта
Ялта, по праву считается столицей крымских курортов . Путешественники первой половины XIX описывают ее как маленькую рыбацкую деревню. населенную преимущественно греками. Благодаря развитию помещичьего землевладения на Южном берегу и удобному заливу Ялта становится важным транспортным пунктом. В 1837 году Ялте был Высочайше пожалован статус уездного города, но городом Ялту можно было назвать только с очень большой натяжкой. В 1864 году по «Списку населенных мест Таврической губернии» в Ялте значилось всего 53 дома и 1112 жителей. Городок имел небольшую пристань, и его население пробавлялось главным образом рыболовством и мелкой торговлей. Хотя еще в начале века Ялта приобрела значение как основной перевалочный пункт для приезжающих на отдых в Крым, подлинный переворот в судьбе Ялты произвело, как уже говорилось, приобретение царской семьей имения в Ливадии неподалеку от города. С этого момента Ялта как ближайший к Ливадии населенный пункт стал местом настоящего паломничества публики, желавшей разделить с царской семьей удовольствия от южного отдыха.
Ялта родилась в эпоху буржуазных реформ, и по ее развитию, наверное, можно было бы проследить многие закономерности развития российского общества в это время, точнее лишь одной его стороны — парадной стороны российского капиталистического прогресса. Точно так же, как в советское время, Ялта наряду с Москвой была фасадом, символом и эталоном советского благополучия, во второй половине прошлого — начале нашего века она вполне может быть названа витриной российского капитализма, однако для этого ей пришлось проделать непростой путь...
Начало курортного бума застало Ялту по существу деревней с территорией в 6 десятин земли, замкнутой между двумя горными речками. Никакой возможности развиваться вширь у городка не было, так как он со всех сторон был, стиснут частновладельческими землями. К концу 60-х годов общее количество приезжих оценивалось в 200 семейств (т.е. около 1000 человек) сезон. К их услугам в это время был клуб с читальней и танцевальными вечерами, концерты путешествовавших артистов, верховые лошади и коляски для прогулок.
Первые «курортники», а это, следует сказать, была публика в основном аристократическая, должны были довольствоваться условиями первопроходцев. К услугам приезжающих были две гостиницы - лучшая С. П. Галахова и Hotel de Jalta, содержимая французом Собес «посредственная», как говорила о ней М.Сосногорова. К началу 70-х годов их число выросло до четырех. Заведения, едва ли насчитывавшие вместе более трех десятков «нумеров», вели отчаянную конкуренцию, не брезгуя подрывом репутации соперника. Так, близкие к «французскому» отелю извозчики, например, распространяли слухи, что в «галаховской» гостинице много тараканов. В зависимости от достатка можно было снять также дачу или «меблированные комнаты». Последние представляли собой преимущественно деревянные времянки, изнутри оклеенные обоями и обставленные мебелью. «... и какой мебелью - восклицает современник, сосновые столы с дырявою клеенкою или салфеткой, венский стул, кровать самого первобытного вида, деревянная, кое-как сколоченная, с досками, прикрытыми тоненьким, как блин, мочальным тюфячком. А то так просто козлы, обтянутые парусиною, гнездилищем врагов человеческого сна и спокойствия...»'
Несмотря на скромность обстановки и элементарную антисанитарию, цены на размещение в подобных условиях были весьма немалыми. За более комфортабельные дачи платили в конце 60-х годов от 500 до 1000 рублей за лето, гостиничные номера обходились «в обыкновенное время», т. е. летом, от 1 до 3 рублей в сутки, «меблированные комнаты» были, понятно, дешевле, особенно в ближайших окрестностях. Простую комнату в предместье Ялты Аутке можно было снять за 10 руб. в месяц, две-три комнаты за 50-100 рублей. За «порцию кушанья» и гостинице предлагалось выложить 25-30 копеек, при этом стол характеризовался как «сносный». Высокие цены на услуги объяснялись уже не просто трудностями снабжения, но и тем, что спрос в первые годы существования Ялты курортной многократно превышал предложение.
Таким образом, уже на заре истории Ялты как крупнейшего российского курорта обозначились две ее главные проблемы, в разрешении которых, в общем-то, и состояла ее жизнь на протяжении десятилетий, - это проблема благоустройства и цен. Лучшие люди города были озабочены тем, чтобы максимально приблизить друг к другу две эти величины, заставив первую при этом неуклонно двигаться вверх, а вторую, напротив, замедлять свой рост.
В 1871 г. Ялта получила городское самоуправление. Эпоха градоначальников отошла в прошлое. Первым выборным городским головой стал камергер двора его величества С.П. Галахов - владелец лучшей в городе гостиницы Это означало, что судьба дальнейшего развития Ялты попала в руки к профессионалам «куpopтно-туристического бизнеса. Первоочередным вопросом жизни Ялты в это время было обеспечение возможности ее дальнейшего расширения, что было не так-то просто, поскольку город со всех сторон окружали частновладельческие земли. Но в 1874 году был высочайше утвержден новый генеральный план Ялты, расширивший границы города сразу до 500 десятин. Вскоре был издан ряд постановлений по общему городскому благоустройству, согласно которым улицы стали проводиться по определенному заранее плану, и, кроме того, по высочайшему повелению в обязанность застройщиков было вменено заботиться о красоте фасадов воздвигаемых зданий.
Будучи крупнейшим местом отдыха, Ялта получала все большее значение как перевалочный пункт. Значительное количество приезжающих прибывало в Ялту как в главный южнобережный пассажирский порт, чтобы затем отправиться в другие места Южного берега. Каменный, мол в Ялте построили еще в 30-е годы, однако спустя три десятилетия он был уничтожен необыкновенно жестокой бурей. Долгое время пассажиры пароходов добирались до беpeгa на лодках, что, понятно, было возможно лишь в хорошую погоду. Когда же привезший царскую семью крейсер «Орел» в течение нескольких дней так и не смог спустить па воду катер, было решено строить новый мол. Постройка была торжественно освящена в 1890 году, и вскоре Ялта стала одним из крупнейших пассажирских портов на Черном море.
Говоря об итогах развития Ялты к середине второго десятилетия XX века, вполне уместно привести характеристику, данную Ялте в самом начале прошлого столетия: «Если очень бывалого человека - туриста привезти, завязав глаза, в Ялту и развязать их на какой-нибудь Виноградной или Лавровой улице, - писал д-р Святловский, - то он ни в коем случае не признает, что находится в пределах собственного российского отечества. Все здесь пахнет европейской культурой, особенно при первом и, конечно, поверхностном взгляде. Поживет человек, присмотрится, и, разумеется, иллюзия эта испарится. Вместо Европы запахнет, и очень сильно, Азией. Но зато в других курортах этот запах слышен при первом въезде». К началу Первой мировой войны Ялта по праву считалась столицей русских курортов и несомненно была витриной русского капиталистического общества, со всеми его привлекательными чертами и изъянами. Наиболее насущными вопросами ее жизни считались необходимость расширения набережной, организация правильного вывоза мусора, устройство льдоделательного завода и пуск трамвая. Стремительно развивавшаяся Ялта постоянно сталкивалась с большим количеством проблем, которые, как казалось ялтинским городским деятелям, не под силу решать исключительно силами городского управления. Всероссийски известная Ялта далеко перешагнула границы своих возможностей как обычного уездного городка. В 1915 году в специальном докладе, подготовленном съезду по улучшению русских лечебных местностей, ялтинские думцы заявляли: «Ялту может спасти только признание ея законодательным путем не просто уездным городом, а всероссийским первостепенного значения курортом...». Это, в общем-то, и произошло в следующем десятилетии, однако совершенно в других условиях и вовсе не так, как об этом мечтали почтенные ялтинские общественные деятели.