Храмы Египта: Храм Хора в Эдфу

Храм Хора в ЭдфуОт древней столицы нома, называемой греками Аполлинополь Магна (Великий), остался храм, посвященный Гору, наиболее сохранившийся во всем Египте. Храм был воздвигнут Птолемеем III Эвергетом в 327 г до н.э. на месте еще более древнего храма Тутмоса III, построенного Имхотепом, первым жрецом-зодчим.

Преемники Эвергета, вплоть до Клеопатры VII, последней царицы Египта, продолжали строительство этого храма. Его структура типична для храмов эпохи Птолемеев и почти идентична с композицией храма Дендеры. Большой и мощный пилон с двумя соколами из черного гранита по сторонам проема разделен внутри на четыре этажа с комнатами. За воротами следует двор, окаймленный с трех сторон колоннами с различными капителями. В глубине — фасад Большого гипостильного зала, составленный из первого ряда колонн того же зала с перегородками. Большой зал имеет три ряда (включая фасад) из шести колонн, на стенах — бесконечные сцены жертвоприношений.

Следующий, меньший по размерам, гипостильный зал заполнен тремя рядами колонн по четыре в каждом: с одной стороны этого зала открывается комната 'сухих' даров, с другой — комната 'жидких' даров со специальным помещением для приготовления этих приношений.

Смежный с ними — двор жертвоприношений (откуда лестница ведет на террасу) и вестибюль перед входом в святилище, в котором сохранился прекрасный монолитный ковчег. В 'коридор мистерий', окружающий святилище, выходят десять комнат, каждая со своими специфическими атрибутами.

На внешних стенах, обрамляющих проход между храмом и наружной стеной, представлены чрезвычайно интересные сюжеты: церемония, посвященная строительству храма; мифологические сцены с победой Гора над убийцами своего отца; рождение Гора; сцены почитания Гора, соответствующие разному времени суток и времени года. Перед храмом, слева, — Маммиси Птолемея III Эвергета, декорированные уже при Птолемее IX.

Необычны капители с головой Беса. Внутри — сцены рождения Гора, вскармливаемого богиней Хатор. Термин 'Маммиси' происходит из коптского языка и означает 'место рождения', то место, где ежедневно обновляется таинство рождения Божественного сына Гора, и поэтому святое для всех рожениц и для каждой женщины, мечтающей стать матерью. Изначально это помещение было частью храма, но с приходом XXX династии оно превратилось в небольшой автономный храм у святилища, приобретавший все большее значение при Птолемеях, а затем и при римлянах.

TravelTours.Ru