Вход в систему
Новостные ленты
Работа в туризме
Тур-интерактив
С миру по нитке
Рекламные услуги
Ваше мнение
Ссылки по теме
Китай: Новый год
Празднование Нового Года в Китае
Традиционный китайский календарь - лунный, который устанавливал продолжительность месяца равной периоду полного оборота Луны вокруг Земли (т.е. 29,5 солнечных суток). Всего в китайском календаре 13 лунных месяцев. В древности во время Нового года каждому верующему приходилось иметь дело с многочисленными добрыми и злыми духами. Наступление Нового года, по понятиям древних китайцев, совпадало с началом весны. Поэтому Новый год называют еще и праздником весны. Это был самый популярный народный праздник в Китае. По лунному календарю Новый год приходится на февраль - тогда наступает конец холодного, зимнего периода, становится тепло, начинается обновление природы. В это время земледелец уже задумывается о будущем урожае.
В праздник Нового года всюду преобладал красный цвет - цвет солнца, цвет радости. Чисто прибранные дома увешивали веселыми новогодними картинками, нарисованными на красной бумаге, а также двумя изречениями (дуй цзы) с новогодними пожеланиями. В деревнях Северного Китая многие женщины и дети одевались во все красное, вплоть до чулок и обуви. Женшины носили на голове красные цветы из бархата или щелка. Существовало поверье, что злые духи боятся красного цвета, поэтому перед Новым годом на самые различные предметы наклеивали красные полоски бумаги. Крестьяне за несколько дней до Нового года покупали квадратные листки красной бумаги, на которых золотой тушью были написаны иероглифы с пожеланием счастья и богатства. Такие листки бумаги наклеивались на двери дома, домашнюю утварь, а также на сельскохозяйственный инвентарь: плуг, борону, мотыгу и т. п.
На притолоку двери вешали пять длинных полосок бумаги, символизирующих 'пять видов счастья': удачу, почет, долголетие, богатство и радость. Обязательным атрибутом при встрече Нового года считались разнообразные по форме декоративные фонари. Особенно популярны были четырех- и шестигранные фонари и обтянутые цветной материей газовые светильники с различными рисунками. В канун праздника они развешивались в каждом доме. Очень любили китайцы фонари с изображением драконов, их держали в руках во время исполнения танца дракона.
В первый день наступившего года запрещалось бросать что-либо на пол, нельзя было пользоваться ножом или иголкой, так как эти предметы - металлические и могут причинить зло; нельзя было произносить такие слова, как 'демон', 'болезнь', 'смерть' и т. п. Если кто-нибудь по неосторожности разбивал чашку, то это омрачало общее настроение: весь год мог оказаться невеселым.
Чтобы избавиться от злых духов, применялись и другие средства. Например, хозяйка дома наливала уксусный раствор в кастрюлю с длинной ручкой и ставила ее на глиняную печку, нагреваемую горящими древесными углями. Уксусный раствор испарялся и наполнял воздух едким дымом. Тогда хозяйка брала за ручку кастрюлю, размахивала ею, словно кадилом, по углам комнаты и под столом, изгоняя таким путем злых духов.
Празднование Нового года длилось от трех до пятнадцати дней и включало разнообразные обряды. Наиболее важными из них считались торжественные проводы (в канун Нового года) духа домашнего очага Цзао-вана к Верховному владыке небес - Нефритовому императору (Юй-хуану). По народному верованию, дух домашнего очага отправлялся к Нефритовому императору с докладом о том, какие добрые и какие плохие дела совершила за прошлый год та или иная семья. Чтобы доклад был благоприятным для семьи, духа старались задобрить жертвами. Перед его изображением ставили курительные свечи, блюдечки с вареным рисом, клали печенье из рисовой муки, конфеты, жареные бататы и т.д.
Не забывали задобрить и лошадь, на которой поедет божество: для нее ставили два блюдца: одно с водой, другое с мелко нарезанным сеном. На сено обычно клали шнурок красного цвета из хлопчатобумажных ниток - узду для священной лошади. На крышу кухни бросали горох и бобы, имитируя звуки удаляющихся шагов и стук копыт лошади. Чаще всего деревянная статуэтка духа домашнего очага в сидячем положении находилась вместе с другими божествами на домашнем алтаре.
В домах и общественных зданиях вывешивались многочисленные 'эмблемы счастья'. Наиболее распространенной эмблемой были иероглифы шуан ('пара') и си ('счастье'). Они писались вместе - шуан-си ('двойное счастье'). Эти иероглифы символизировали благополучие человека, его богатство, какое-нибудь большое радостное событие. Часто в Новый год на дверях и стенах домов можно было видеть изображение рыбы - пожелание материального благополучия и достатка.
В ночь под Новый год двери должны быть закрыты, так как в это время на улице появлялись всевозможные злые духи. Для их изгнания зажигали фейерверки, били в гонги, взрывали хлопушки. Чтобы предохранить себя от влияния злых духов, нужно было бодрствовать всю ночь. Вечером глава семьи выносил шкафчик с бумажным изображением духа очага во двор, ставил его в железный сосуд наполненный еловыми ветками, и сжигал. Одновременно с этим сжигались 'жертвенные деньги', которые понадобятся духу в пути, а также листочки бумаги с изображением лошади, паланкина и носильщиков - всем этим он воспользуется в путешествии. В огонь бросали также сладости, чтобы дух говорил на небе добрые слова о земных делах. Губы деревянной статуэтки смазывали медом или какой-нибудь сладкой, липкой массой, чтобы дух не мог открыть рта, если захочет сообщить Нефритовому императору что-либо неблагоприятное.
Проводы духа домашнего очага сопровождались треском хлопушек. Между 3-5 часами утра Нового года, еще до первых петухов, во дворе разбрасывали кипарисовые и сосновые ветки, а глава семьи срывал печать на воротах, плотно прикрытых накануне наступления темноты - так спасались от злых духов, которые особенно воинственно вели себя в канун Нового года. Голодные и испытывающие жажду после длительного пути на небо божества, вернувшись на старое место, с наслаждением вдыхали испарения от стоявшей на алтаре пищи. Когда приготовления заканчивались, семья приступала к празднованию и посторонние в дом не допускались.
Обязательными блюдами на празднике были 'цзяоцзы' (пельмени) и рыба. Глава семьи от имени всех домочадцев молился небу и земле, духу домашнего очага и духам предков дважды: вечером - в знак расставания с божеством, отправляющимся на небо, и в полночь - в честь его возвращения.