Вход в систему
Новостные ленты
Работа в туризме
Тур-интерактив
С миру по нитке
- Страны
- Отдых в России
- Отдых в Москве
- Отдых в Подмосковье
- Отдых в Санкт-Петербурге
- Отдых в Ленинградской области
- Отдых в Карелии
- Праздники стран мира
- Активный отдых
- Детский туризм
- Отдых и лечение
- Пляжный отдых
- Экологический туризм
- Экскурсионный туризм
- Паломнический туризм
- Советы туристу
- Национальная кухня
- Все о визах
- Туристические термины
- Оформление загранпаспорта
- Законодательство в туризме
- Страхование
Рекламные услуги
Норвегия: Праздники Норвегии
В этой статье мы расскажем немного о тех обычаях и обрядах, которые связны с празднованием масленицы в Норвегии. Сам праздник называется по-норвежски Fastelavn (от немецкого Vastel-avent - 'вечер перед великим постом') и отмечается перед началом великого поста. Следует отметить, что норвежская масленица, как и многие другие праздники, совмещает в себе как христианские, так и языческие традиции. Многие обряды сохранились с древнейших времён, когда народ отмечал праздник весны.
Норвежская 'масленичная неделя' традиционно состоит из трёх дней: fleskesondag - буквально 'жирное воскресенье' (или 'масленичное воскресенье' - fastelavnssondag), fleskemandag - 'жирный понедельник' (или blamandag - 'выходной день') и hvitetirsdag - 'белый вторник' (или feitetirsdag - 'жирный вторник'). Как явствует уже из названий, в эти дни полагалось потешить себя жирной, обильной пищей. Это была своего рода 'последняя поблажка' перед долгим воздержанием. С другой стороны, такое 'объедание' имело ритуальную функцию, связанную с плодородием. Предаваясь чревоугодию, крестьяне тем самым как бы 'закликали' грядущий обильный урожай, чтобы на следующий год они могли так же вкусно и сытно поесть.
Особенно это касалось последнего дня масленицы - 'жирного вторника'. В этот день полагалось наедаться не просто до отвала, но вплоть до тошноты. Более того: согласно древнейшему обычаю, крестьяне, наевшись, 'облегчали' желудок, засовывая палец в горло, и продолжали пировать. На стол подавалось всё самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название 'жирного вторника' - 'белый вторник'). Подчёркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали - тем больший ожидался урожай. При этом женщины приговаривали: 'Пусть серп пожнёт столько же, сколько я откусила!', а мужчины: 'Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил!'
Достаточно древнее происхождение имеет и другой масленичный обычай - хлестание 'масленичной веткой' (fastelavnsriset). Ветка - как правило, берёзовая - оборачивается цветной бумагой и украшается бумажными цветами или позолоченными ягодами. С этой веткой принято было ходить по домам и хлестать 'соней', стягивая с них одеяла, не жалея сил, с песнями и прибаутками. 'Наказуемый' должен был откупаться заранее приготовленными булочками. Смысл данного обряда с христианской точки зрения видится в том, что 'жертва' таким образом 'причащается' к страданиям Христа, от него 'отгоняют троллей' и прочие наваждения. Согласно же дохристианским традициям, этот обряд имел целью пробуждение сил весны, сил плодородия. Недаром крестьяне хлестали веткой прежде всего женщин (как правило, тех, кто ещё не имел детей), животных и деревья. Существовал также обычай, когда парни с утра врывались в дома к девушкам и 'будили' их при помощи той же масленичной ветки. Этот обряд, имевший подчёркнуто эротический характер, также пришёл из языческой древности.
Кроме того, во время масленичных празднеств были широко распространены игры с оружием, воинские поединки и ритуальные перебранки. Затевался обрядовый бой между зимой и летом, неизменно завершавшийся победой тёплого времени года. Некоторые из этих обрядов и традиций имеют параллели во многих национальных культурах, в том числе и в русской. Показательно, что масленица и проводы зимы широко отмечались на 'официальном' уровне даже в советское время. Другое дело, что многие обычаи утратили сакральный характер и воспринимаются совершенно по-другому, нежели столетия назад. Но неизменно одно: радость ожидания и прихода весны, весеннего солнца, пробуждения всего живого. Потому и живы до сих пор древние традиции.