Служба бронирования гостиниц Санкт-Петербурга: 8 (812) 740-71-19
8 (921) 333-38-38

Владимир: Достопримечательности

Достопримечательности Владимира

Михайло-Архангельская церковь

В 1628 году уже значится церковь Михаило-Архангельская (деревянная). В 1731 году построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В память ее существует теплый придел в нынешнем храме. Существующая каменная церковь с шатровой колокольней построена в 1788 году на средства прихожан. Храм посвящен Архангелу Михаилу - вождю небесного воинства, ведущего борьбу против сил дьявола. С незапамятных времен считается он покровителем Российского воинства. Праздники в честь святого Михаила Архангела церковь установила 19 сентября и 21 ноября.

Церковь имеет три престола: во имя Архангела Михаила, в честь Преображения Господня, в честь Покрова Богородицы. Михаило-Архангельская церковь была закрыта для прихожан в 30-е годы XX века. Вновь действующим храм стал с начала 90-х годов. При церкви сохранилось старое сельское кладбище. В 1996-1997 годах проведена реставрация храма.

Памятник местного значения.

Казанская церковь, Женский Успенский монастырь

Расположена к западу от Успенского собора монастыря. Церковь сильно искажена многочисленными перестройками. Возведена в 1789 году с использованием фундамента и стен стоявшего на этом месте древнего храма Иоанна Златоуста, упоминаемого в монастырских документах середины XVII века (1665 год).

Храм назван в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отмечаемого 21 июля и 4 ноября. Вполне вероятно, что эта постройка появилась в монастыре еще в XV веке, вскоре после сооружения Успенского собора, и представляла собою обширную светлую трапезную палату, входившую тогда в обиход монастырского строительства Московской Руси.

В 1849 году эта церковь заботами настоятельницы монастыря Евгении была расширена со стороны Казанского придела еще одним приделом во имя святого мученика Авраамия и обновлена поправкой обветшавших сводов. В следующем году в ней были устроены два новых иконостаса прекрасной работы, с резьбой и позолотой. В храме до закрытия монастыря было много древних икон.

Существующее ныне здание - 2-этажное, квадратное в плане, с идентичным членением внутреннего пространства обоих этажей. Особенно большое впечатление оставляет интерьер верхнего помещения. Это четырехстолпный просторный зал, перекрытый сомкнутым сводом. Церковь была закрыта в 1923 году. С 1928 года постройку занимало хранилище Государственного архива Владимирской области. К празднику Покрова в 1998 году храм был передан женскому монастырю.

Памятник федерального значения.

Спасо-Преображенская Церковь

Расположена на месте, где в 1164 году князь Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Название храма, а по нему и улицы, посвящено празднику Преображение Господне (или Спас яблочный), отмечаемому 19 августа.

Существующая церковь выстроена конце XVIII века из кирпича на мест древней, сгоревшей в 1778 году. Археологические раскопки, проведении профессором Н. Н. Ворониным, пока зали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня.

По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестово-купольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками.

Возводя в XVIII веке новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использованы аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако еще в большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре Спасо-Преображенской церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствуют и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.

Своеобразно решен интерьер. Высокий двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками 16 декабря 1937 года горсовет г. Владимира вынес постановление закрыт церковь 'как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа'. В начале 1990-х годов храм возвращен владимирской епархии и является действующим.

Памятник федерального значения.

Рядом с храмом в память всех погибших христиан построена белокаменная часовня, освященная 6 ноября 1998 года в День поминовения всех православных воинов, на поле брани убиенных.

Храм Вознесения Господня

Церковь Вознесения возведена на высоком живописном холме. В древности здесь располагался деревянный Вознесенский монастырь, основанный Всеволодом-III. В 1238 году монастырь был сожжен татарами, затем вновь отстраивался. В 1724 году построена каменная церковь. В 1813 году к церкви были пристроены храм Покрова Богородицы и стройная колокольня в честь победы над войсками Наполеона в войне 1812 года. В 1863 году с южной стороны появился Благовещенский придел. Архитектурные объемы церкви украшают южную панораму старой части города.

Ныне существующая каменная церковь построена в 1724 году. Она носит название в честь двунадесятого праздника - Вознесения Господня, отмечаемого церковью на 40-й день после Пасхи, когда, как гласит Библия, Иисус Христос по воскресении Своем вывел своих учеников из Иерусалима на гору Елеонскую и, поднявши руки, благословил их. 'И когда благословлял, стал отдаляться от них и в их глазах подниматься от земли, и облако взяло Его из виду их'. Таким образом, холм, на котором стоит Вознесенская церковь, символизирует собой библейские места. Церковь представляет собою достойный образец бесстолпного храма, созданного в традициях посадского зодчества XVII века. Ее фасады украшены кокошниками и фигурными наличниками окон. Внутри храм имеет сомкнутый свод с распалубками и световым барабаном. На стенах сохранилась интересная живопись начала XIX века. В 1813 году к основному объему церкви были пристроены созданные в формах классицизма: с севера - придельный храм Покрова Богородицы, а с запада - стройная трехъярусная колокольня в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. В 1863 году с южной стороны появился Благовещенский придел. Для служб храм был закрыт в 1934 году. В годы второй мировой войны в Вознесенской церкви располагалось отделение владимирского лагеря для немецких военнопленных. Позднее - цеха обувной фабрики. 24 мая 1990 года в день празнования престольного праздника Вознесения Господня храм был освящен и в нем вновь возобновилась церковная жизнь. При храме действует воскресная школа. Памятник федерального значения.

Троицкая Церковь

Одна из последних церковных построек губернского Владимира. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. Принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 г. перенесенной вместе со слободой за пределы города. Впоследствии здесь появилась частная застройка. Участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперево-зинской, в 1912 г. приобрела старообрядческая община (австрийского толка), состоявшая по преимуществу из купечества. Церковь строилась на средства общины в 1913-1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова из отличного кирпича местного завода Студзицкого. 30 октября 1916 г. Троицкая церковь была освящена. В 1960-е годы храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь сохранили.

Здание представляет собой импозантное краснокирпичное сооружение в так называемом 'псевдовизантийском' стиле, состоящее из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольня - несколько ниже. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Храм украшают декоративные пояски и поребрики, сама 'крестовая' кладка кирпича. Богослужение в храме прекратилось в 1928 г.; здесь разместилось губернское архивное бюро. Впоследствии здание использовалось городской властью для разных целей; вставал даже вопрос о сносе, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Князь Владимирский Храм

Церковь во имя Святoго Равноапостольного Князя Владимира находится на городском кладбище, которое было устроено в восточной части города в 80-х годах XVIII века. Построена в 1785 году на средства городских обывателей как церковь при загородном кладбище за Нижегородской заставой. Это единственная в городе церковь, построенная в стиле классицизма. Храм назван в память о Великом князе Владимире Святославиче - Крестителе Руси. День памяти о нем церковь отмечает 28 июля. Памятник местного значения.

Храм является действующим.
Расписание богослужений:
понедельник-пятница с 8-00 ,суббота с 8-00 и с 17-00
воскресенье: ранняя в 7-00 , поздняя в 9-00 ,вечерняя в 17-00
крещение совершается: понедельник-суббота в 8-30,воскресенье в 9-30

По преданию, храм стоит на месте священной рощи Кузявка в бывшей Яриловой долине, где в дохристианские времена стоял идол Ярилы и где совершались буйные языческие торжества.
Церковь имеет три престола: во имя святого равноапостольного князя Владимира; в приделах: во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и во имя святых мучеников Адриана и Наталии.
Храму принадлежали два двухэтажных дома: в одном помещалась мужская богадельня , в другом - народное училище.
С 1930-х годов и до начала 1990-х Князь-Владимирская церковь вместе с главным Успенским собором являлась островком веры и духовности для владимирцев и жителей области.
Здесь и в советский период можно было совершить православные таинства (крещение, причащение, венчание, отпевание), приобщиться к слову Божию и духовным традициям.
Без существенных изменений сохранилась до настоящего времени.

Богородице -Успенская Церковь

Памятник федерального значения. Самый значительный памятник владимирской архитектуры XVII века. Еще в XII веке князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 года. Храм сооружен на месте деревянной церкви в 1644-1649 годах на средства богатых владимирских купцов Денисовых и Сомовых. Об этом гласит храмозданная надпись, сохранившаяся на каменной плите на западной стене здания.
Храм носит название праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, отмечаемого 28 августа.
В 1754 году храм был превращен в домовую церковь духовной семинарии . В 1955-1981 годах церковь была реставрирована по проекту архитектора А. В. Столетова и приобрела, в основном, первоначальные формы. Пятиглавый, трехапсидный храм относится к типу широко распространенных в XVII веке посадских церквей.
Вместе с примыкающими к храму с севера и запада галереями (гульбищем), тремя выступающими вперед крыльцами на граненых столбах, шатровой колокольней с запада, постройка имеет довольно живописную объемную композицию.
Верх храма пышно увенчан килевидными и циркулярными кокошниками. Нарядный убор храма близок по духу московским и ярославским храмам той же поры.
Достопримечательностью церкви являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках-строителях храма.
Он был утрачен во время уничтожения колоколов в 1928-1929 годах.
Уже в 1923 году Богородицкая церковь была включена в список исторических храмов, принятых на учет, и таким образом уцелела.
В советское время храм служил хранилищем фондов Владимире-Суздальского музея заповедніСѓСЂРЅС‹РјРё наличниками РѕРєРѕРЅ. Внутри храм имеет сомкнутый СЃРІРѕРґ СЃ распалубками Рё световым барабаном. РќР° стенах сохранилась интересная живопись начала XIX века. Р’ 1813 РіРѕРґСѓ Рє РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ объему церкви были пристроены созданные РІ формах классицизма: СЃ севера - придельный храм РџРѕРєСЂРѕРІР° Богородицы, Р° СЃ запада - стройная трехъярусная колокольня РІ честь победы над французами РІ Отечественной РІРѕР№РЅРµ 1812 РіРѕРґР°. Р’ 1863 РіРѕРґСѓ СЃ южной стороны появился Благовещенский придел. Для служб храм был закрыт РІ 1934 РіРѕРґСѓ. Р’ РіРѕРґС‹ второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ РІ Вознесенской церкви располагалось отделение владимирского лагеря для немецких военнопленных. Позднее - цеха РѕР±СѓРІРЅРѕР№ фабрики. 24 мая 1990 РіРѕРґР° РІ день празнования престольного праздника Вознесения Господня храм был освящен Рё РІ нем РІРЅРѕРІСЊ возобновилась церковная жизнь. РџСЂРё храме действует воскресная школа. Памятник федерального значения.

Троицкая Церковь

Одна из последних церковных построек губернского Владимира. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. Принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 г. перенесенной вместе со слободой за пределы города. Впоследствии здесь появилась частная застройка. Участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперево-зинской, в 1912 г. приобрела старообрядческая община (австрийского толка), состоявшая по преимуществу из купечества. Церковь строилась на средства общины в 1913-1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова из отличного кирпича местного завода Студзицкого. 30 октября 1916 г. Троицкая церковь была освящена. В 1960-е годы храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь сохранили.

Здание представляет СЃРѕР±РѕР№ импозантное краснокирпичное сооружение РІ так называемом 'псевдовизантийском' стиле, состоящее РёР· РґРІСѓС… соединенных объемов: собственно церкви Рё колокольни. Высокий силуэт СЃ энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольня - несколько ниже. Цокольная часть, контуры РѕРєРѕРЅ Рё порталов выложены РёР· белого камня. Храм украшают декоративные РїРѕСЏСЃРєРё Рё поребрики, сама 'крестовая' кладка кирпича. Богослужение РІ храме прекратилось РІ 1928 Рі.; здесь разместилось губернское архивное Р±СЋСЂРѕ. Впоследствии здание использовалось РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ властью для разных цеР