Вход в систему
Новостные ленты
Работа в туризме
Тур-интерактив
С миру по нитке
Рекламные услуги
Музеи Петергофа: Большой Дворец
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра 1в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектурных и фонтанных сооружений принадлежат самому основателю Петергофа. Французский посол Кам-предон писал Людовику XV, что темпы, которыми возводится резиденция, 'поражают и изумляют'. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие 'Питергофа' (по голландски - 'двор Петра'). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны Верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж. В целом же работы по сооружению ансамбля продолжались еще около двух столетий.
Структурно-планировочным центром ансамбля является Большой дворец, который высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в три этажа, с галереями, со сверкающими позолотой куполов фланкирующими его корпусами, - Церковным и Корпусом под гербом - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров. Великолепным пьедесталом дворцу служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум низвергающейся воды - все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости жизни. Однако таковым дворец стал не сразу. Первоначально на его месте находились довольно скромные Верхние палаты, сооруженные в 1714-1721 годах архитекторами Ж.-Б. Леблоном, И. Браунштейном, Н. Микетти. В петровские времена палаты выполняли роль парадных апартаментов.
Здание неоднократно перестраивалось, но со смертью Петра I, строительство замирает. И лишь в царствование дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны, наступает подлинный расцвет Петергофа. В то время старый петровский дворец уже не соответствовал вкусам растущего царского двора, и Елизавета поручает выдающемуся итальянскому архитектору Б.-Ф. Растрелли возвести на этом месте новый. Было решено сохранить центральную часть петровских Верхних палат, включив се в структуру строящегося здания. Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление. Планировка парадной резиденции строго соответствовала эмоционально-художественной задаче бесконечно развертывающегося театрального действа. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых 'выходах монарха', но и во всех ритуалах и даже танцах. Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка.
Творения Б.-Ф. Растрелли появились в последнее десятилетие господства стиля барокко и потому многим из них не суждена была долгая жизнь. Новый стиль классицизм, быстро распространившийся в России в 60-х годах XVIII века, вновь заставил вернуться к переделкам интерьеров Большого дворца. В 1766-1767 годах Ж.-Б. Валлен-Деламот отделывает здесь два китайских кабинета, примыкавших к петровскому Залу в центре дворца. Особенно большие работы были проведены в 1770-х годах зодчим Ю. Фельтеном. По его проекту внесены существенные изменения в архитектурное убранство ряда жилых помещений и парадных залов: Столовой, Большого и Аван-зала.
Структурно-планировочным центром ансамбля является Большой дворец, который высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в три этажа, с галереями, со сверкающими позолотой куполов фланкирующими его корпусами, - Церковным и Корпусом под гербом - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров. Великолепным пьедесталом дворцу служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум низвергающейся воды - все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости жизни. Однако таковым дворец стал не сразу. Первоначально на его месте находились довольно скромные Верхние палаты, сооруженные в 1714-1721 годах архитекторами Ж.-Б. Леблоном, И. Браунштейном, Н. Микетти. В петровские времена палаты выполняли роль парадных апартаментов.
Здание неоднократно перестраивалось, но со смертью Петра I, строительство замирает. И лишь в царствование дочери Петра, императрицы Елизаветы Петровны, наступает подлинный расцвет Петергофа. В то время старый петровский дворец уже не соответствовал вкусам растущего царского двора, и Елизавета поручает выдающемуся итальянскому архитектору Б.-Ф. Растрелли возвести на этом месте новый. Было решено сохранить центральную часть петровских Верхних палат, включив се в структуру строящегося здания. Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление. Планировка парадной резиденции строго соответствовала эмоционально-художественной задаче бесконечно развертывающегося театрального действа. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых 'выходах монарха', но и во всех ритуалах и даже танцах. Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка.
Творения Б.-Ф. Растрелли появились в последнее десятилетие господства стиля барокко и потому многим из них не суждена была долгая жизнь. Новый стиль классицизм, быстро распространившийся в России в 60-х годах XVIII века, вновь заставил вернуться к переделкам интерьеров Большого дворца. В 1766-1767 годах Ж.-Б. Валлен-Деламот отделывает здесь два китайских кабинета, примыкавших к петровскому Залу в центре дворца. Особенно большие работы были проведены в 1770-х годах зодчим Ю. Фельтеном. По его проекту внесены существенные изменения в архитектурное убранство ряда жилых помещений и парадных залов: Столовой, Большого и Аван-зала.