Вход в систему
Новостные ленты
Работа в туризме
Тур-интерактив
С миру по нитке
Рекламные услуги
Ваше мнение
Карелия: Соловки
Соловки издревле были известны людям. Об этом свидетельствуют обнаруженные на островах археологические памятники эпохи северного неолита (конец II - начало I тысячелетия до н.э.) - временная (летняя) стоянка беломорских племен на острове Б. Муксалма, неолитические святилища на Б. Заяцком и Анзерском островах, средневековые могильники саамов на Анзере. Однако до XV века постоянных жителей на острове не было.
В 1429 году на остров приплыли из Карелии иноки Савватий и Герман. Их привели сюда поиски уединения и тишины. Шесть лет провели отшельники в полной изоляции от внешнего мира. Место их первого поселения на севере Б. Соловецкого острова носит имя Савватия. Однако в 1435 году монахи вынуждены были покинуть остров. Савватий скончался вблизи Сорок (нынешний Беломорск). Герман же, продолжая его дело, на следующий год возвращается на Соловки с иноком Зосимой.
Именно Зосима выбрал новое место для основания обители - на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия. Это было довольно бойкое место - здесь часто останавливались приходившие на промысел рыболовы и зверобои, которые в скором времени разнесли слух об иноках, поселившихся на пустынном острове, по всему Беломорью. К Зосиме и Герману стала собираться братия. Дом Святого Спаса и Святого Николая (так называли обитель поморские крестьяне) быстро рос. В середине XV века он официально был признан духовными и гражданскими властями Великого Новгорода. Новгородское правительство пожаловало монастырю в вечную собственность все острова Соловецкого архипелага и ряд земель на материке. Земельные владения монастыря росли также за счет пожертвований частных лиц, актов купли-продажи участков, освоения пустошей и т.д. К середине следующего - XVI столетия - монастырь стал крупнейшим землевладельцем региона. В Соловецкой вотчине активно развивались традиционные для Русского cевера солеварение, рыболовство, зверобойный промысел, добыча слюды, жемчуга, животноводство.
В 1548 году настоятелем обители был избран Филипп, в миру Федор Степанович Колычев. Это был разносторонне талантливый человек, внесший огромный вклад в укрепление духовного авторитета и материального благосостояния монастыря. При Филиппе была устроена система питьевых каналов, объединившая 52 озера и снабжавшая монастырь свежей проточной водой, были проложены дороги, соединившие монастырь с отдаленными частями острова, расширен и укреплен скотный двор на острове Б. Муксалма, основан кирпичный завод, начаты разработки известняка в районе Орлеца на Северной Двине... Перечисление деяний игумена можно продолжать довольно долго. Но главным из них было начало каменного строительства на Соловках.
В 1552 году по благословению Филиппа была заложена Успенская церковь с трапезной на подклетах и келарской палатой. За шесть летних сезонов (зимой строительство не велось - качество каменной кладки снижалось) под руководством новгородских зодчих Игнатия Салки и Столыпы было возведено это чудо средневековой русской архитектуры. А на следующий год по завершении Успенского храма Филипп закладывает Спасо-Преображенский собор - главный храм монастыря. Его строительство было завершено в 1566 году. Этот грандиозный храм не имеет аналогов в русской культовой архитектуре. Он необычен во всем: в объемно-пространственной композиции, в решении кровли, в художественном оформлении.
Незадолго до завершения строительства Спасо-Преображенского собора Филипп вынужден был покинуть Соловки: на архиерейском соборе он был избран Митрополитом Московским и всея Руси. Однако долго возглавлять Русскую Православную Церковь ему не пришлось. Обличения опричных злодейств, творимых царем Иваном Грозным, стоили Митрополиту кафедры: осенью 1568 года Филипп был заточен в Тверской Отрочь монастырь, а в конце 1569 года по приказу царя опальный Митрополит был задушен Малютой Скуратовым. В глазах русских людей злодейски умерщвленный Святитель стал символом противостояния самодержавному произволу. В конце XVI века мощи Филиппа были перенесены на Соловки и упокоены в Преображенском соборе, а в 1652 году Филипп был причислен к лику общероссийских Святых. Мощи его были перенесены в Москву, где покоятся в Успенском соборе Кремля.
Конец XVI столетия открыл первую страницу в военной истории Соловецкого монастыря. В связи с реально возникшей опасностью нападения шведов на обитель в 1578 году на Соловки прибыл воинский отряд под руководством воеводы Михаила Озерова. Одним летом вокруг монастыря был поставлен деревянный острог, набрано войско (около ста человек стрельцов и стрелецких начальников). На следующий год монастырские ратники получили первое боевое крещение, отражая нападение шведских отрядов на Кемь. Первый опыт оказался неудачным - стрелецкий отряд был разбит, воевода погиб. В последующие годы монастырь сосредоточенно укрепляет оборону как острова, так и своих обширных материковых владений, вновь набирается войско (жалованье, провиант, амуниция, оружие, боеприпасы - от монастыря), строятся остроги: Камский, Думский, Ругозерский, Муезерский; начинается строительство каменной крепости на Соловках.
Летом 1582 года был положен первый камень в основание Соловецкой крепости. Строительство продолжалось 13 летних сезонов. Руководил им каменных дел мастер из Вологды Иван Михайлов, которого со временем сменил монах Трифон (Кологривов). Стены и башни возводились из природного материала - валунов, которые в изобилии имеются на острове. Строительство велось участками, к лету разбирали часть деревянного острога, к осени на этом месте уже стояла каменная стена. В 1595 году строительство было приостановлено, а на следующий год завершилось возведением Белой башни. Крепость представляет собой вытянутый с севера на юг пятиугольник с пятью круглыми боевыми башнями. Общая длина стен по внешнему обводу 1084 метра, толщина от 5 до 7 метров у основания, высота до 11 метров. Крепость обладала отличными для своего времени боевыми качествами, оборона ее была тщательно продумана. Примечательно, что шведы, регулярно разбойничавшие в материковых владениях обители, так ни разу и не отважились напасть на сам монастырь.
Соловецкая крепость подверглась осаде единственный раз. Это произошло во второй половине XVII века, когда монахи, храня верность 'старой вере', отказались принять церковную реформу, начатую Патриархом Никоном. Много лет продолжалось глухое противостояние братии, не желавшей переменять веру первоначальников Зосимы и Савватия на 'латынство' ненавистного Никона. Однако в конце концов такое положение вещей перестало устраивать правительство. В 1668 году на Соловки был направлен воинский отряд, чтобы привести монахов в покорность. Ворота закрылись. Началась осада, длившаяся в течение семи с половиной лет. Только в январе 1678 года в результате предательства одного из монахов - Феоктиста - воеводе Ивану Мещеринову удалось овладеть крепостью. Практически все осажденные были убиты в ночном сражении либо казнены на следующий день. Память мучеников за праотеческую веру свято чтится русскими старообрядцами.
Конец XVII и начало XVIII века ознаменовались двумя визитами Петра Первого на Соловки. Государь посетил свое богомолье в первый раз в 1694 году. Второй раз Петр побывал на Соловках в 1702 году. Этот второй приезд ознаменовался строительством церкви Святого Апостола Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове. Церковь сохранилась до нашего времени.
XVIII век отмечен в истории обители еще одним печальным событием: в 1764 году Императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских земель. Огромная Соловецкая вотчина отошла в казну. В компенсацию монастырю была дарована ставропигия, т.е. непосредственное подчинение Святейшему Синоду, минуя Архангельскую епархию. С тех пор губернские власти неоднократно жаловались по инстанциям на свойственный старцам 'сепаратизм', выражавшийся в регулярном игнорировании распоряжений этих самых властей.
Секуляризация, лишив монастырь материковой вотчины и доходов, поступавших с нее, дала толчок интенсивному развитию островного хозяйства. К 1880-м годам в монастыре насчитывалось до 40 различных производств: слесарное, столярное, кузнечное, гончарное, кожевенное и т.д. и т.п. Развивается сеть скитов (Савватьево, Исаково, Секирная, анзерские скиты, Сергиевский на Б.Муксалме), представлявших собой небольшие монастыри, ориентированные на занятие тем или иным видом в основном сельскохозяйственной деятельности. Процветают рыболовный и зверобойный промыслы. Скотный двор на Б. Муксалме насчитывает до 300 голов коров. Для облегчения доставки мяса и молочных продуктов Б. Соловецкий остров и о. Б. Муксалма соединяются насыпной валунной дамбой с проезжей дорогой поверху через пролив Железные ворота.
Культ основателей монастыря Зосимы и Савватия привлекает на острова многочисленных паломников. Интерес к обители был подогрет и событиями Крымской войны, когда в июле 1854 года два британских военных парохода 'Бриск' и 'Миранда' в течение девяти с четвертью часов бомбардировали обитель, засыпая ее ядрами и бомбами (более 1800 штук!). Благодаря покровительству Богородицы по молитвам Преподобных Зосимы и Савватия, за все время обстрела в монастыре не было ни одного убитого или раненого, монастырским храмам и келейным корпусам был причинен минимальный ущерб. 'Все разрушения', - рапортовал в Святейший Синод архимандрит Александр, - 'были исправлены за четыре часа'.
Во второй половине XIX века поток богомольцев на Соловки возрастает, достигая в отдельные годы 10-12 тысяч человек за навигацию. Старый парусно-весельный флот монастыря уже не справляется с возросшим пассажиропотоком, и в 1861 году архимандрит Порфирий покупает в Архангельске пароход. На следующее лето своими силами монахи строят еще один пароход, а несколько позднее, в 1880-х годах, на верфях в Або (Финляндия) и Гетеборге (Швеция) по заказу обители строятся еще два судна. Порфирий же строит трехэтажную гостиницу (Преображенскую) для богатых паломников (старые деревянные Архангельская и Петербургская с парными комнатами на 30-40 человек не могли удовлетворить взыскательную публику).
Конец XIX и начало XX века ознаменовались деятельностью архимандрита Иоанникия, отличавшегося суровым нравом и любовью к техническим новшествам. При Иоанникии была начата строительством система судоходных каналов, соединивших десять озер Большого Соловецкого острова. Эта система и сегодня приводит в восторг многочисленных посетителей Соловков своим совершенством и живописностью каналов. Иоанникий, преодолевая сопротивление косной части братии, строит первую на севере России гидроэлектростанцию, увы, не сохраненную последующими поколениями соловчан. Ее руины наводят на грустные размышления. Зато прекрасно сохранилось здание радиостанции, выстроенное в 1916 году.
Активная и плодотворная хозяйственная деятельность архимандрита была прервана событиями февраля 1917 года в Петербурге. Узнавшие о низложении монархии старцы, подражая рабочим и крестьянам, свергли властного Иоанникия и избрали настоятелем Вениамина, которому суждено было возглавлять монастырь до мая 1920 года.
1920 год был последним в почти пятивековой истории Соловецкого монастыря. В мае на острове высадилась комиссия Архгубчека, изрядно пограбившая обитель: были изъяты денежные средства, продовольствие (для голодающих рабочих), ценности и т. п. А в октябре того же года было принято решение о ликвидации монастыря. На базе процветавшего монастырского хозяйства был создан совхоз, это самое хозяйство и доконавший. Три года спустя совхоз был закрыт. Этот акт сопровождался большим пожаром.
В мае 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Начала отсчет история Соловецкого лагеря особого назначения. Это был первый в Советской России регулярный концентрационный лагерь, сформированный на базе Северо-Двинских лагерей. Предназначался он для 'перековки старого человеческого ма°Р»Р° отличными для своего времени боевыми качествами, РѕР±РѕСЂРѕРЅР° ее была тщательно продумана. Примечательно, что шведы, регулярно разбойничавшие РІ материковых владениях обители, так РЅРё разу Рё РЅРµ отважились напасть РЅР° сам монастырь.
Соловецкая крепость подверглась осаде единственный раз. Рто произошло РІРѕ второй половине XVII века, РєРѕРіРґР° монахи, храня верность 'старой вере', отказались принять церковную реформу, начатую Патриархом РќРёРєРѕРЅРѕРј. РњРЅРѕРіРѕ лет продолжалось глухое противостояние братии, РЅРµ желавшей переменять веру первоначальников Р—РѕСЃРёРјС‹ Рё Савватия РЅР° 'латынство' ненавистного РќРёРєРѕРЅР°. Однако РІ конце концов такое положение вещей перестало устраивать правительство. Р’ 1668 РіРѕРґСѓ РЅР° Соловки был направлен РІРѕРёРЅСЃРєРёР№ отряд, чтобы привести монахов РІ покорность. Ворота закрылись. Началась осада, длившаяся РІ течение семи СЃ половиной лет. Только РІ январе 1678 РіРѕРґР° РІ результате предательства РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· монахов - Феоктиста - воеводе Р